История нашего храма

Датой рождения нашего храма можно считать 26 июня 1993 года, когда он был освящен архиепископом Екатеринбургским и Курганским Мелхиседеком. 1990-е годы были особо тяжелыми для нашей страны в целом и для каждого россиянина в отдельности. Рушился казавшийся незыблемым политический строй, рушился привычный уклад жизни, рушились прежние жизненные ориентиры… Но посреди всеобщего развала оставался в России остров спасения и надежды — Православная Церковь, гонимая и притесняемая в предыдущие десятилетия, но непобежденная силами зла. К этому острову и потянулись души многих людей в поисках новых жизненных ориентиров, в поисках опоры и спасения.

Во времена дореволюционные, при поселении на новом месте православные россияне прежде всего возводили храм, как основу всей жизни. Город Заречный (изначально поселок) возник в советское время при строящейся Белоярской АЭС. В проектах советских городов храмы не предусматривались. Да и в окрестных селах, имеющих дореволюционную историю, храмы были закрыты, а некоторые уничтожены. Однако недаром говорится, что храмы строятся на небесах, а затем спускаются на землю. Небеса — это дух, сердца верующих людей, чьими молитвами и упованием на Бога созидаются храмы на земле. Были такие верующие и в Заречном, и в его окрестностях. Кто-то носил веру в душе с детства, как наследство, полученное от предков — родителей, бабушек и дедушек, кто-то пришел к вере различными путями в течение жизни, у кого-то вера была интуитивна, а кто-то хранил в сердце память о родных, пострадавших за веру в годы гонений… Молитвы и труды этих людей и, конечно же, молитвы предыдущих поколений легли в основание фундамента храма Свт. Николая Чудотворца.

В начале 1990-х годов началось восстановление храма во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Бруснятском. Координационный совет женщин «Согласие» г. Заречного (председателем была Лидия Васильевна Флейшер, зам. председателя — Маргарита Александровна Карпечко, секретарем — Нина Михайловна Михель) обратился с призывом по предприятиям и организациям Заречного ко всем желающим потрудиться в храме. Набралась группа добровольцев, которые в свободное от работы время ездили в с. Бруснятское (автобус выделял СФ НИКИЭТ). В 1991 -92 гг. в храме начались богослужения. Настоятелем прихода был иерей Иоанн Горбунов. На богослужения в с. Бруснятское ездили и верующие из Заречного. Автобус для этих поездок выделяло руководство СУ БАЭС (начальником был тогда Петр Матвеевич Романов).

В 1992 году в Екатеринбургской епархии состоялось знаменательное событие — перенесение мощей св. праведного Симеона Верхотурского из храма Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга (п. Елизавет) в храм Преображения Господня Свято-Николаевского Верхоурского монастыря. В Крестном ходе приняли участие и зареченцы: Л.В. Флейшер, М.А. Карпечко и Г.Г. Перетятько, а также настоятель прихода в с. Бруснятском иерей Иоанн Горбунов. Именно во время этого Крестного хода и состоялся разговор о том, что и в Заречном надо бы построить храм.

При обсуждении проекта решено было храм в Заречном построить на 75 человек, исходя из того, что верующих (тех, кто ездил регулярно на богослужения в с. Бруснятское) было немного. Инициативная группа начала сбор денег по организациям и предприятиям. Люди откликались, жертвовали кто сколько мог, собирали на храм, как и бывало издревле, всем миром. Недостающую сумму внесла администрация г. Заречного, возглавляемая тогда Г.К. Леонтьевым. Место для строительства храма выбирали Юрий Алексеевич Кочубей, возглавлявший ОКС БАЭС, и Маргарита Александровна Карпечко, которая была в то время начальником отдела оборудования в УС БАЭС. Проектная организация «Урал Трейд»,которой руководил Анатолий Иванович Павлов предоставила материалы и бригаду строителей (они тогда во многих местах возводили храмы). Колокола для храма заказал на свои средства на колокольном заводе г. Каменска-Уральского предприниматель Александр Викторович Антонов.В Ремстройцехе БАЭС изготовили доски для икон. А написала иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы для иконостаса храма Татьяна Водичева (г. Екатеринбург).

Владыка Мелхиседек в 1993 г. - архиепископ Екатеринбургский и Курганский

Владыка Мелхиседек
в 1993 г. — архиепископ Екатеринбургский и Курганский

И вот наступил долгожданный момент. 26 июня 1993 года архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек освятил храм во имя Свт. Николая Чудотворца. Древние христиане часто совершали Таинство Евхаристии на гробницах мучеников, пострадавших за Христа. И в дальнейшем исторически сложилось так, что Престолы православных храмов освящались мощами святых. В основании Престола храма Свт. Николая Чудотворца при освящении была заложена частица мощей св.праведного Симеона Верхотурского.

Так начиналась история храма, который стал для зареченцев (и не только) островком веры и надежды, местом, где можно приобщиться к спасительным Таинствам, подкрепить себя молитвой, дабы в бурном житейском море не потерять опору и не сбиться с пути.

Анна Васильевна  КОРОБКОВА певчая первого клироса храма  во имя  Свт. Николая  Чудотворца

Анна Васильевна КОРОБКОВА
певчая первого клироса храма
во имя
Свт. Николая
Чудотворца

В то время, когда еще не было храма в Заречном, тем не менее была небольшая (около 20 — 25 человек) община верующих, которые собирались дома у монахини Асенефы. Там они молились, читали акафисты, служили молебны… Именно они и стали затем первыми прихожанами храма во имя Свт. Николая Чудотворца. Из их же числа составился первый клирос, руководила которым монахиня Асенефа, певчими были Анна Васильевна Коробкова, Анна Афанасьевна Осипова и Пелагея Андреевна Жуйкова. Все они уже ушли в МИР иной. Упокой, Господи, их души.

Монахиня Асенефа (в миру Александра Артемьевна Богомолова)

Монахиня Асенефа (в миру Александра Артемьевна Богомолова)

Монахиня Асенефа (в миру Александра Артемьевна Богомолова) родилась 1 ноября 1913 года в д. Мосино Каменского района в семье верующих родителей Артемия Аристарховича и Анны Руфановны Богомоловых. В их семье росли еще две дочери Анна и Валентина.

В послевоенные годы семья переехала в Белоярский район. Сменив несколько мест жительства, семья Богомоловых в 1957 году построила свой дом по ул. Кирова п. Белоярского (район Мельзавода), где и жила постоянно. В те времена было жесткое давление на Церковь, храмы закрывались, в Белоярском районе не осталось ни одного действующего прихода. В таких условиях дом Богомоловых стал для верующих молитвенным домом, центром общения, центром сохранения православной веры. Сюда собирались верующие из окрестных деревень и из Заречного. После смерти своих родителей Александра Артемьевна осталась хозяйкой дома и продолжательницей установленных традиций.

Личная жизнь Александры Артемьевны не сложилась, поэтому много времени она проводила в молитве, находила утешение в вере, совершала паломнические поездки. Не раз посещала она г. Верхотурье, была в Киево-Печерской Лавре, в Тобольске, в Троице-Сергиевом женском монастыре в Риге который в советское время не был закрыт. Укрепившись в вере, она в 1979 году приняла монашеский постриг с именем Асенефа, стала «монахиней в миру» (в советское время такая практика была не редкостью). Часто монахиня Асенефа посещала храм во имя Рождества Иоанна Предтечи в г. Екатеринбурге (в советское время Свердловске). Случалось, что и к ней домой приезжали священники. Когда же открылся приход во имя Свт. Николая Чудотворца в Заречном, монахиня Асенефа стала руководить первым клиросом.

До последних дней своей земной жизни она оставалась глубоко верующим человеком. 30 октября 2003 года закончился земной путь монахини Асенефы. Всего один день не дожила она до своего 90-летия. Погребена возле храма Свт. Николая Чудотворца.

Великий Пост 1995 г.

Великий Пост 1995 г.

иерей Михаил Карташев

Первым настоятелем прихода во имя Свт. Николая Чудотворца в Заречном был иерей Михаил Карташов. Первое время, время становления прихода, было самым трудным. Прихожан поначалу было немного. Отец Михаил прослужил в Заречном 2 года, и его молитвенное предстояние перед Престолом Господним закрепило первые ростки православной общины.

интервью

интервью с о. Михаилом

 иерей Владимир Братенков

Пасха

Пасха

В июне 1995 года настоятелем прихода стал иерей Владимир Братенков. Его служение — это особая страница в истории прихода. Он обладал удивительным даром объединять вокруг себя разных людей. Для Заречного, не имеющего никаких православных традиций, отец Владимир стал почти тем же, что равноапостольный князь Владимир для Руси. Он горел верой и желанием донести благую весть о Христе до каждого жителя нашего города.

Даром веры и любви он стяжал ответную любовь не только прихожан, но и горожан. Многие люди пришли в храм и укрепились в вере благодаря общению с отцом Владимиром. Четыре года служения отца Владимира стали целой эпохой в истории прихода. Кроме того, отец Владимир возглавлял отдел культуры Екатеринбургской епархии. С неукротимой энергией трудился и на этом поприще, не жалея ни сил, ни времени.

Недолог по земным меркам был его иерейский путь (6 лет). Недолог был и срок всей его земной жизни (41 год). Но его жизнь, его самоотверженное служение оставили неизгладимый след в сердцах многих и многих людей.
19 сентября 1999 года отец Владимир преставился ко Господу.
Его могила возле храма Свт. Николая Чудотворца, рядом с дубком, посаженным самим же батюшкой — это место, которое любимо и почитаемо на приходе.

 иерей Вячеслав Буторин

о. Вячеслав

о. Вячеслав

В 1998 году в приходе появился второй священник иерей Вячеслав Буторин. С 7-летнего возраста он страдал тяжелым недугом — лейкозом. Терпеливо и мужественно переносил он эту болезнь. Служил в алтаре прихода во имя святого равноапостольного князя Владимира в г. Асбесте. Совсем юным был рукоположен в иерея. Около года прослужил он клириком прихода во имя Свт. Николая Чудотворца в Заречном. Несмотря на прогрессирующую болезнь, отец Вячеслав всегда оставался спокойным и собранным. Теплые воспоминания сохранили прихожане об этом молодом священнике. В 1999 году по состоянию здоровья отец Вячеслав был выведен за штат и вскоре скончался в возрасте 24 лет. Погребен он в г. Асбесте за алтарем храма равноапостольного князя Владимира.

протоиерей Николай Неустроев

о. Николай

о. Николай

Протоиерей Николай Неустроев — действующий настоятель прихода Свт. Николая Чудотворца в г. Заречном (рукоположен 10 апреля 1999 года (в Великую Субботу)). Став приемником отца Владимира, отец Николай и по сей день руководит приходской жизнью.

 

В 90-е годы началось возрождение церковной жизни, вместе с тем началось возрождение духовного образования. При вновь образующихся и возрождающихся приходах образуются церковно-приходские школы. С октября 1995 года и при приходе Сет. Николая Чудотворца действует церковно-приходская школа. У ее истоков стоял иерей Владимир Братенков, который поначалу сам проводил занятия.

Занятия по Закону Божьему в сочетании с молитвой и церковными Таинствами помогают выработать иммунитет и создать духовную защиту детям в мире, который полон греха и соблазна. По традиции, заложенной отцом Владимиром, каждый год на праздники Рождества Христова и Святой Пасхи церковно-приходская школа дает праздничные представления, которые являют собой детскую проповедь о Христе.

С первых веков христианства Церковь придавала особое значение духовному образованию, т.к. человек, желающий принять Таинство Крещения должен был понимать суть веры, к которой он хотел приобщиться. С целью духовного просвещения создавались школы. После десятилетий советского периода, когда преемственность духовного просвещения в России была прервана, возникла необходимость в духовных школах не только для детей, но и для взрослых. С 2001 года начала действовать церковно-приходская школа для взрослых и при приходе Свт. Николая Чудотворца. В программу 4-летнего обучения включены шесть предметов: Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, Катехизис, История Церкви (древней и Русской Православной), Введение в основы церковно-славянского языка. Введение в литургическое предание.

В 2001 году была образована православная общеобразовательная школа, первым директором которой была Денисламова Ирина Владимировна. Ныне действующий директор — Тихонова Тамара Егоровна.

С октября 2004 года при приходе Свт. Николая Чудотворца действует сестричество милосердия, руководит которым с самого начала Алла Сергеевна Бродовикова. Сфера деятельности сестричества — терапевтическое отделение МСЧ 32. Главной задачей деятельности сестер милосердия является духовное общение с больными, находящимися на излечении в стационаре, помощь при подготовке к Таинствам Покаяния и Причастия, которые еженедельно совершает в больнице протоиерей Николай Неустроев. Также по желанию больных отец Николай прямо в отделении совершает Таинство Крещения. Врачи лечат тело лекарствами. Но в основе телесного исцеления должно лежать исцеление духовное, т.к. все наши болезни есть следствие грехопадения. А болезнь (особенно тяжелая) подталкивает человека к переосмыслению жизни. По необходимости сестры совершают уход за тяжелобольными. одинокими людьми. Некоторым нуждающимся приносят одежду, сказывают помощь инвалидам. Также сестры помогают санитаркам в уборке терапевтического отделения. Сестрами милосердия движет сострадание к людям. Помогая больным, они сами ощущают в душе радость от того, что совершают богоугодное дело.

 

3 ответа на “История нашего храма

  1. Спасибо болъшое за статью!
    Как живые прошли перед глазами отец Владимир и отец Вячеслав
    Царство им небесное!
    У истоков создания воскресной школы стояла Татьяна Матвеевна Осколкова
    Она даже защищала дипломную работу о создании воскресной школы в Заречном, куратором её работы был отец Владимир Братенков
    К сожалению, православной общеобразовательной школы больше нет.Она реорганизована и сейчас называется как-то иначе.Тихонова Т.Е. не является её директором, к сожалению…

    • Спаси Вас Господь! Единственная странность, что в первых обзацах шла речь о воскресной школе, а потом вдруг «вылезла» откуда-то «православная общеобразовательная школа»… На мой вкус: так это разные понятия никак по жизни не пересекающиеся… по крайней мере в нашей Церковный реальности… С уважением!

      • При чем тут » вылезла откуда-то » православная общеобразовательная школа»???
        Изначально речь шла о двух разных школах,о которых и говорится в статье
        Я прекрасно понимаю разницу между воскресной школой и общеобразовательной
        Уж извините, что не сделала пробел между абзацами
        А не вылезти она не могла, потому, что работала в течении 15 лет и имела право на существование!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *